Палех (Золотое кольцо России)



Описание 101-2050agh762050

Палех (Золотое кольцо России)


Фотографии Палех (Золотое кольцо России)Картинка 1: Палех (Золотое кольцо России)
Фотка 2: Палех (Золотое кольцо России)
Фотография 3: Палех (Золотое кольцо России)
Рисунок 4: Палех (Золотое кольцо России)
Рис 5: Палех (Золотое кольцо России)
Картинка 6: Палех (Золотое кольцо России)
Картинка 7: Палех (Золотое кольцо России)
Картинка 8: Палех (Золотое кольцо России)
Картинка 9: Палех (Золотое кольцо России)
Картинка 10: Палех (Золотое кольцо России)





Главная страница

Недалеко от города Иваново на живописных холмах раскинулось село Палех. Здесь, на Палехской фабрике художественной лаковой миниатюры создаются образцы самобытного искусства росписи на былинные, сказочные, песенные, литературные, а также современные темы.

Маршруты уникальных произведений палешан пролегли в Италию и Японию, Бельгию и США, в Париж и Монреаль. Известный американский художник Рокуэль Кент при посещении Палеха оставил в книге отзывов Государственного музея палехского искусства следующие строки: "Искусство Палеха заслуживает того, чтобы быть среди величайших работ всех времен".
Стиль древнерусской живописи палешане берегут более трех веков, при этом имея свой собственный оригинальный стиль миниатюрного письма.
Точная дата основания села Палех не известна. Первое упоминание в летописе о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что село существовало ещё до XV века.

Ещё во времена князя Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого) во Владимиро-Суздальском княжестве начали развиваться ремёсла, в том числе и иконописание. Если ранее иконы изготавливались в монастырях, то начиная с XIII века возникают целые мастерские, объединяющие иконописцев из посадского населения. Исскусство в виде кустарного производства продолжало жить и при татаро-монгольском иге. В этот период вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, занесли сюда и иконописное ремесло.

Окружённый волжско-окскими глухими борами, малодоступный из-за бездорожья, расположенный в стороне от рек, по которым в старину велись торговые сношения между городами, Палех долгое время жил очень обособленной и замкнутой жизнью. В нём не было монастырей, в которых писались летописи, поэтому документальных свидетельств о Палехе имеется не много.

Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350 км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы.

В писцовой книге 1645 года значится, что в Палехе была "церковь святого Пророка Илии деревяна клетушка (в 1790 году на её месте построена каменная), да два погоста церковных Илии Пророка, и церковь Воздвижения честного креста, а в церкви образа, и свечи, и книги, и ризы, и колокола". Эти данные свидетельствуют, что по тем временам Палех был довольно большим селом.

Различные документы первой половины XVII века, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о развитом иконописном промысле в Палехе. По записям в старых родовых книгах видно, что многие палехские роды иконописцев (например: Кориных, Зубковых) восходят к XVII веку. Потомственность иконописного мастерства, передаваемого из поколения в поколение, позволяет думать, что им занимались в Палехе гораздо раньше. Вероятность этого подтверждают документы XVI века, сохранившие сведения о распространении иконописания в Шуе и окрестных поселениях: Вязниках, Гороховце, Мстёре, Муроме, Холуе. В середине XVII века слава о местных иконописцах достигла Москвы. Их начали приглашать для работ к царскому двору. Существует легенда о том, что в конце XVII века в царские иконописцы набирали людей их этих мест даже с приставами.
В отличие от федоскинских художников, палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры. Большинство изделий Палеха имеет черный фон, рисунки зачастую условны, фигуры непропорционально вытянуты, окрашены в сказочно-необычные цвета.

Всю русскую лаковую миниатюру часто называют собирательно палехской. Заслуженная слава Палеха стала символизировать всю русскую лаковую миниатюру - ту удивительную область народного искусства, которая донесла до наших дней традиции древней иконописи.



LANDMARKERS.RU: Есть, что посмотреть!
Достопримечательности, памятники, скульптуры и архитектурное наследие нашей планеты

Обратная связь