Киевский метрополитен - первый и самый большой в Украине, был открыт 6 ноября 1960 года. На сегодняшний день "Киевский метрополитен" состоит из трех линий общей протяженностью свыше 60км. Функционирует 42 станции метро и ведется строительство новых. Для перевозки пассажиров используется порядка 600 вагонов метро. Пассажирооборот "Киевского метрополитена" составляет более полутора миллиона пассажиров в день. Метрополитен в Киеве мог появиться вслед за Лондонским. Удалось выяснить, что в Киеве впервые предложили углубиться рельсами под землю еще в 1884 году. Но речь шла тогда не о "подземке" английской или американской, а об участке железной дороги в тоннеле. Предлагалось проложить рельсы по набережной, а потом тоннелем. Он должен был войти в склон ниже Почтовой площади и выйти на поверхность в районе Бессарабки. Здесь планировалось строительство нового пассажирского вокзала, а тот, что был за р. Лыбидь превратить в товарную станцию. Предложение долго обсуждалось но Городская Дума его отклонила. Еще одна реальная возможность сооружения метрополитена в Киеве появилась в сентябре 1916 года, когда к городскому голове обратился председатель правления Киевского отделения Русско-Американской торговой палаты с предложениями по улучшению транспортного сообщения в городе. Он писал: "Развитие Киева идет в последнее время быстрым темпом как в отношении прироста населения, так и развития кипучей торгово промышленной деятельности. После практически полного разрушения Киева во время Великой Отечественной войны была начата масштабная реконструкция города, которая финансировалась из союзного бюджета. В эти планы входило и строительство метрополитена, работы по созданию которого были начаты в августе 1949 года, когда была создана проектная группа, реорганизованная впоследствии в «Киевметропроект». 23 февраля 1960 года появилась инициативная группа специалистов во главе с начальником Киевского Метрополитена Николаем Константиновичем Орловым для проведения работ по подготовке пуска и приёма в эксплуатацию первого участка длиною 5,2 км с пятью станциями от станции «Вокзальная» до станции «Днепр». Эти пять станций, которые располагались на первом пусковом участке Киевского метро, сейчас являются центральной частью Святошинско-Броварской линии, пролегающей с запада на восток Киева.
В 1965 году по построенному метромосту линия пересекла Днепр и пошла на восток города через строящиеся жилые массивы на левом берегу реки.
В 1977 г. Киевскому метрополитену было присвоено имя В. И. Ленина.
В 1979 г. Киевскому метрополитену были присвоены звания «Предприятие высокой культуры производства» и «Образцовое предприятие г. Киева».
В 1971 г. началось строительство первого участка линии. В декабре 1976 г. начал действовать участок Куреневско-Красноармейской линии протяженностью 2,3 км от ст. «Площадь Октябрьской революции» ныне «Майдан незалэжности» до ст. «Красная полощадь» ныне «Контрактовая площадь». В течение 6 лет был полностью построен участок в северном направлении, который связал жилой массив Оболонь с центром города, также было сдано в эксплуатацию электородепо «Оболонь». Строительство южного участка заморожено с 1984 года, на сегодняшний день построены только 4 из 7 запланированых станций. Вероятно в связи с необходимостью пересечения подземного русла реки Лыбидь. По не проверенным данным тоннель был построен, но затоплен. Действующая линия с 12 станциями, обслуживаемая 187 вагонами, проходит с севера на юг, имеет протяженность 13,2 км, время проезда 22,5 мин. С 2005 года строительство южного отрезка линии продолжено. Зимой 2006 года на строительстве станции «Демеевская» произошла авария - обвалилась стена будущей станции и козловой кран урал в котлован. К счастью никто не пострадал. Строительство третьей линии было начато в 1981 году; первый участок состоял из трёх станций и находился в центральной части Киева. К 1991 году линия достигла левого берега Днепра, и через Южный мост соединила жилые районы Осокорков, Позняков и «Харьковского» массива, до которых она протянулась в 1994 году. В середине 1990 годов строился участок в северо-западном направлении крупного жилого массива Сырец, станции на этом участке были открыты в 1996, 2000 и 2004 годах.
23 мая 2008 года открыта станция «Красный Хутор». В дальнейшем линию планируется продлить в сторону жилого массива Виноградарь и Железнодорожного вокзала «Дарница».
За достигнутые успехи при строительстве 224 сотрудника были награждены государственными наградами. |