Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)



Описание 101-2592agh762592

Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)


Фотографии Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)Картинка 1: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Фотка 2: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Фотография 3: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Рисунок 4: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Рис 5: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Картинка 6: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Картинка 7: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Картинка 8: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Картинка 9: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)
Картинка 10: Благовещенский кафедральный собор (Харьков, Украина)





Главная страница

  О времени основания первой деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилось мало достоверных сведений, да и сохранившиеся отличаются случайным характером и дают мало исторического материала. [Главнейшими источниками этого периода Благовещенской церкви могут служить "Куряжские записи" (от 1701 - 1720 гг.), "Метрические книги" (начинающиеся с 1727 года) и "Опись церкви", составленная в 1775 г.] Возникновение первой Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова. Сложно назвать точную дату основания храма, однако с уверенностью можно сказать, что он построен не позже 1655 г., одновременно с церквями Николаевской, Рождественской, Вознесенской. Эту дату называют большинство историков и исследователей (например Багалей, Миллер, архиеп. Филарет (Гумилевский), свящ. Иван Филевский). Церковь эта находилась в поселении, которое впоследствии стало Залопанью или т.н. залопанской частью города. Тогда это было селение в несколько улиц с хатами-мазанками в низкой болотистой местности, окруженное многочисленными левадами (низинными затопляемыми лугами). Люди, составляющие приход Благовещенского храма, были не очень богатыми в материальном отношении, что сказалось и на устроении самой церкви. Она была деревянной, однопрестольной. При храме был один священник во главе небольшого прихода. Но бурно развивавшаяся приходская жизнь дала толчок к возможности расширения прихода. И по "Куряжской записи" от 1720 г., мы видим уже "за рекою Лопанью парафию Благовещенскую", т.е. большой приход и уже с двумя священниками. Архитектура первой Благовещенской церкви была простой, по своему художественному типу сходной с другими церквями Слобожанской Украины. Эта церковь сгорела от крупного пожара в 1738 г.

место нее была сооружена другая, тоже деревянная церковь. Она была копией предыдущей. По "описи" 1775 г. о ней говорится как о деревянном 3-х-главом храме, с рубленной деревянной колокольней. Вместо ограды она была обнесена тыном. Из церковного убранства этого храма можно особо выделить икону Божией Матери "Казанская" в прекрасной серебряной позолоченной ризе, написанную в 1776 г. Достоверно не известно по какой причине (так, по крайней мере, об этом пишут Багалей и Миллер) эта деревянная церковь была заменена на каменную, которая была заложена 10 июля 1789 г., а освящена 8 сентября 1794 г. Она была построена по проекту архитектора П.А. Ярославского - известного харьковского зодчего, ученика В.И. Батепова. [В числе создателей и благодетелей этого храма в первом ряду стоят подполковник Михаил Иванович Батезатул, вызолотивший иконостас и купола; надворная советница Анастасия Петровна Дупина (владелица благовещенского базара), устроившая в 1831 г. на местные иконы Спасителя и Божией Матери "серебряные шаты" и церковный староста Купец Михаил Нечаев, устроивший подобные шаты на храмовую икону Благовещения и св. Николая]. В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм не мог уже вместить всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. Главным устроителем и украсителем этих приделов был купец Александр Дмитриевич Скрыпник, бывший 13 лет церковным старостой. В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так: "Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. 

 Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов. Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад - 34 м., высота до основания креста главного купола - 59 м., длина церкви 71 м., высота колокольни с крестом - 80 м. Вместимость - около 4000 чел. По поводу архитектурного убранства храма тот же И. Филевский писал: "Церковь выполнена в ново-византийском стиле. Со стороны внешнего вида она производит прекрасное впечатление своею грандиозностью и художественностью всего здания". Что касается внутреннего убранства нового храма, то тут следует особо отметить иконостас, выполненный из белого нежного наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова. Над живописью храма потрудилась целая группа талантливых живописцев. Иконы главного иконостаса выполнены классным художником С.-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а иконы боковых иконостасов - московским классным художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена талантливым харьковским художником И.Н. Святенком и отчасти художником Марченко. Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. В общем, весь архитектурно-художественный ансамбль новосооруженного храма поражал зрителя как своими внушающими размерами, так внешним благолепием и небывалой красотой. 
После революции 1917 г. история Свято-Благовещенского собора, как и история многих других храмов нашего отечества, приобрела трагическую окраску. По архивным данным известно, что 16 ноября 1919 г. с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина, а с северной стороны, у колокольни, с выходом на запад, имелась часовня во имя св. Архистратига Михаила и пророка Моисея. В часовне, осенью 1921 г. была устроена церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая перебралась сюда из вышеупомянутой 2-й мужской гимназии. С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разноконфессиональных церковных групп и были даже попытки закрытия храма (например 22 марта 1923 г.). 
Собор был вновь открыт лишь в 1943 г. и уже не закрывался до наших дней. По инициативе архиепископа Стефана (Проценко), управляющего Харьковской епархией с 1945 г., в собор в 1948 г. из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Петелария), Патриарха Константинопольского. Этим действием Владыка Стефан подчеркнул общую значимость Благовещенского собора для Харьковской епархии и с 1946 г. ему присваивается звание "кафедрального", которое сохраняется и поныне. В 1993 г. к этим двум величайшим святыням Слобожанщины, находящихся в соборе, прибавилась еще одна - мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1937 г. 
  В последние годы Кафедральный собор претерпел несколько неприятностей: первый случай был в ночь с 1 на 2 июля 1974 г., когда сильным ураганным ветром сорвало крест с колокольни. Спустя 22 года в самом конце июля 1996 г. снова был сильный ураган и снова пострадал крест - его погнуло. Но самый страшный случай произошел 2 июня 1997 г. Этим летним вечером из-за нарушений правил безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни собора. Но, не смотря на все материальные и технические трудности, стараниями управляющего Харьковской епархией Высокопреосвященнейшего Митрополита Никодима и всех верующих, сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором вновь был воздвигнут православный крест.



LANDMARKERS.RU: Есть, что посмотреть!
Достопримечательности, памятники, скульптуры и архитектурное наследие нашей планеты

Обратная связь