Никольская церковь (Таллин, Эстония)



Описание 101-2701agh762701

Никольская церковь (Таллин, Эстония)


Фотографии Никольская церковь (Таллин, Эстония)Картинка 1: Никольская церковь (Таллин, Эстония)
Фотка 2: Никольская церковь (Таллин, Эстония)
Фотография 3: Никольская церковь (Таллин, Эстония)
Рисунок 4: Никольская церковь (Таллин, Эстония)
Рис 5: Никольская церковь (Таллин, Эстония)


Подсказали интернет-магазин, в котором Романовский паркет по оптимальной цене продается.


Главная страница

Старейший таллинский православный приход церкви святителя Николая Чудотворца ведет свое начало с древнего торгового двора, основанного русскими купцами в Колывани (совр. Таллин). Точную дату появления на этом берегу русских купцов установить невозможно. Русская историческая традиция обычно ссылается в этом вопросе на деяния сына Владимира Мономаха — Ярослава Мудрого, который в 1030 г. «сходил» в Ливонию, основал там город Юрьев (Тарту), а в Риге и Колывани церкви и дворы поставил.

С 1420-х гг. церковь святителя Николая находится на своем нынешнем месте — на улице Вене. В тот период улица еще называлась Монастырской, но после Реформации в XVI веке, когда доминиканский монастырь прекратил свое существование, за улицей, благодаря торговому двору и церкви, закрепилось название Вене (Русская).

В период Смутного времени в начале XVII века торговля зачахла настолько, что храм и помещения торгового двора открывались только по прибытии в город русских купцов. В остальное время ключи от храма находились в городской ратуше. Без постоянного ухода состояние храма ухудшалось, эпизодически производившиеся мелкие починки уже не могли спасти разрушающееся здание, и в 1660 г. новгородский купец Петр Николаев заключил с таллинским ратманом Михаилом Паульсеном договор о большом ремонте.
В 1796 г. прихожане Никольской церкви обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с прошением о том, что «… Николаевская церковь, построенная в давнейшие лета, пришла в чрезвычайную ветхость, так что во время дождей великая происходит течь, и частые починки не помогают, да и к поправлению совсем неспособна, и потому объявленные священно служители и церковный староста положили намерение просить благословения Его Высокопреосвященства о дозволении перестройки нового храма».

Очевидно, какие-то ремонтные работы были все-таки выполнены сразу. Ведь в том же году храм получил новый колокол. Тем не менее, общее состояние здания оставалось в конце XVIII века по-прежнему плачевным.
В 1805 году генерал-губернатор Эстляндии граф Ф. Буксгевден отозвался о присланном к нему на заключение проекте строительства православной церкви. Но в виду отсутствия средств и невозможности реализации монументального проекта настоятель со старостой обратились к Санкт-Петербургскому митрополиту Амвросию, который после этого доносил Эстляндскому губернатору, что церковь «…по ветхости кровли, рассевшихся стен свода и сгнивших деревянных накатов, отчего в дождливое время бывает течь, совсем сделалась опасной к священнодействию, так что и прихожане по сей опасности совсем почти в нее не ходят…». Это сообщение стало поводом для очередного освидетельствования храма.

Назначенный магистратом архитектор Иоганн Браун 5 июня 1814 года осмотрел постройку и вынес следующее заключение: «1) можно без опасения продолжать Богослужения во храме, 2) можно исправить ее починкою, 3) прикосновенное ко храму церковное строение неспособно к починке и следовало бы оное снести».
И. Д. Бантельман соствил новый проект. В 1819 и 1820 годах прошения, сметы и проект вновь были представлены на согласование Санкт-Петербургской Духовной Консистории. К концу года последовал долгожданный Указ о разрешении на перестройку храма. Случилось то, о чём мечтали шестнадцать лет все члены прихода и клир. По данным на 1819 г. В приходе Никольского храма состояло 37 дворов, из них мужского пола 254, женского 232, всего 486 душ, что для Ревеля того времени было совсем не мало.

В мае 1821 г. Все примыкавшие к церкви пристройки были разобраны, осталось только само церковное здание. Получив возможность расширить постройку на восток, организаторы во главе с о. Иоанном решились просить у города уступить землю к северу от храма. На этом месте находилолась не большая незастроенная площадь, примерно в границах теперешнего церковного участка.

Теперь город вошёл в положение прихода и, учитывая то, что строительные работы уже начались, согласился на расширение участка. В столице проект Никольского храма, сходный в общих чертах с высочайше утвердённым первым проектом 1804 г., был признан «надлежащим исполнению». Весь остаток лета 1821 г. Продолжалась расчистка места под новый храм.

25 июня 1822 г. в присутствии почётных горожан, гражданского и военного начальства состоялось закладка нового здания. Строительные работы велись без проволочек и уже 3 декабря 1823 г., воздвигнутый на месте старой церкви, южный придел нового храма был торжественно освящен во имя Успения Богоматери. Церковная летопись объясняет освящение придела во имя Успения Богородицы тем, что последняя литургия в старом храме перед разборкой была отслужена именно в день Успения Божией Матери.

Собранных на постройку средств оказалось недостаточно, и внутренняя отделка нового храма затянулась. До полного окончания работ службы велись в приделе Успения Богоматери, а в приздничные дни, когда придел не вмещал всех молящихся, прихожане молились под строительными лесами по всему недостроенному храму.

Из-за ограниченности в средствах пришлось частично сохранить дарованный в 1686 г. царями петром и Иоанном старый высокий иконостас. Большую часть этого иконостаса и царские врата строители установили в приделе Успения Богородицы. Весь старый иконостас в одном приделе не поместился, поэтому часть икон позднее была установлена и в иконостасе северного придела Новый иконостас главного престола был выполнен по проекту профессора архитектуры, академика А. И. Мельникова, занятого в это время на перестройке фасадов ревельского Преображенского Собора.

Строгий, крашеный под белый мрамор с золочеными деталями, одноярусный иконостас был выполнен в духе классицизма. Его центральная часть над царскими вратами была решена в форме своеобразного фронтона, увенчанного высоким распятием с коленопреклоненными ангелами по бокам. Позолоченные, сквозной резьбы царские врата украшала двойная икона Благовещенья Богородицы и лики евангелистов — копии с работ В. Л. Боровиковского, выполненных для Казанского Собора Санкт-Петербурга.

К концу лета 1827 года внутренние отделочные работы закончились, и 14 августа при большом стечении народа состоялось торжественное освящение церкви. Завершилась двадцатитрехлетняя история строительства нового храма.

В конце XIX -начале XX века Никольской церкви принадлежала домовая церковь Святой мученицы Евгении в срочной тюрьме, находившейся на Тартуском шоссе. В это же время к Никольской церкви была приписана и каменная часовня Святого Александра Невского на Русском рынке(теперь площадь Виру). Около этой часовни долгие годы на Крещение совершалось главное городское водосвятие. В 1922 году часовня была снесена.

Приход Никольской церкви также владел каменным жилым домом, который находился на месте южного крыла здания Дома офицеров(РКЦ), и училищем на Большой Арефьевской улице (теперь улица Иманта).

Большие перемены претерпел интерьер храма в последние десять лет. Так, в перид с 1990 по 1998 год в барабане и алтарных окнах храма были установлены витражи работы таллиннского мастера Андрея Лобанова, ученика Долорес Хофманн. Учитывая, что крепостная стена и соседние дома в большую часть дня заслоняют храм от прямого солнечного света, выполненные специально для Никольской церкви витражи создают необходимую игру света и цвета, органически дополняющую внутреннее убранство храма.

Департамент памятников культуры Таллиннской городской управы поддержал и финансировал ремонт фасадов. После окончания реставрации фасадов храма с 2000 года ведется поэтапная реставрация внутренних помещений.



LANDMARKERS.RU: Есть, что посмотреть!
Достопримечательности, памятники, скульптуры и архитектурное наследие нашей планеты

Обратная связь