Главная цель любого пилигрима в Святой Земле - иерусалимский храм Гроба Господня, святая святых мирового христианства. Тем резче контраст между ожиданием обнаружить здесь нечто грандиозное, внешне подобное блистающему золотом храму Христа Спасителя. Итак, последний поворот под каменную арку, и вот перед нами открывается мощеный плитами неприметный глухой двор. Он упирается в высокий прямоугольник серой неоштукатуренной стены, выложенной из шероховатых известняковых блоков - фасад знаменитого храма. Последний не имеет сторон, в привычном понимании, является лишь продолжением теснящих строений - колоколен, ветхих жилых домов. Поэтому снаружи составить представление о скрытом внутри сооружения огромном пространстве - невозможно. По сообщению Евсевия, на месте будущего храма со времён Адриана стоял храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой и была освящена в 335 г. Помимо гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста.
Этот сложный по структуре храм простоял до 18 октября 1009 г., когда «безумный халиф» Хаким повелел стереть его с лица земли. Император Константин VIII выторговал у его сына право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Во время пожара 1808 г. в сооружении обрушился купол, что привело к значительным разрушениям. Восстановление ротонды и внешнего вида кувуклии было поручено греческому зодчему Кальфе из Митилены, который ввёл в архитектуру храма элементы османского барокко. Основная часть существующего здания была возведена в 1809-10 гг. В 1870 г. купол был заменён на новый; в таком-то виде храм Гроба Господня дошёл до наших дней. В середине ХХ века планировалась существенная перестройка храма (арх. Антонио Барлуцци), осуществлению котoрой помешала Вторая мировая война. В 1959 г. началась основательная реставрация здания; в 1995-97 гг. реставрационные работы коснулись и купола. Иерусалимская Православная Церковь по праву считается Матерью всех христианских Церквей. И это неудивительно, ведь именно в Иерусалиме произошли великие события, ставшие центром человеческой истории: страдания, распятие, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков, брат Господень; в Иерусалиме же принял насильственную смерть за Христа и первый христианский мученик - святой архидиакон Стефан. В Святом Граде произошли и такие великие события, как обретение Честного и Животворящего Креста Господня святой императрицей Еленой. Вообще византийский период, когда могучая империя утверждала христианство в самых удаленных уголках мира, по праву может считаться золотым веком и для Иерусалимской Церкви. В это время она дала таких столпов и поборников истины как св. Кирилл Иерусалимский, св. Иларион, св. Евфимий, св. Савва Освященный, преп. Феодосий и многих других. Другая главнейшая заслуга Иерусалимской Церкви перед Вселенским Православием заключается в сохранении святынь Палестины для паломников, в том числе из России, которых сюда только в прошлом году прибыло более двух тысяч человек. |