Храм Солнца в Конараке, Индия. Освещаемый лучами восходящего солнца храм в Конараке на берегу Бенгальского залива — это монументальное воплощение колесницы бога Солнца — Сурьи, увлекаемой упряжкой из шести лошадей. Ее 24 колеса украшены символическими изображениями. Этот храм, воздвигнутый в XIII в., является одним из наиболее известных брахманских святилищ в Индии. В средневековой Индии было сооружено около 500 храмов Солнца, но большинство из них не сохранилось. Из тех же, что уцелели, самым значительным считают храм в Конараке. Первый храм Солнца здесь был построен еще в IX веке. Затем, в XIII в., когда эта территория оказалась на границе Делийского султана и Бенгалии, раджа Нарасимха I фактически соорудил его заново. Храм Солнца в Конараке, или Черная пагода, как называли ее раньше европейцы, считается высшим достижением архитектуры штата Орисса и шедевром мирового значения. «Конарак» на санскрите значит «угол солнца», то есть угол Ориссы, где почитают бога Солнца. Он был построен в XIII веке, в правление царя Нанарасимхи I из династии восточных Гонгов. Когда-то у его ступеней плескались волны моря, но за семь столетий море отступило почти на три километра, да и от самого сооружения остались руины, которые привлекают туристов со всего мира красотой статуй и обаянием древности. Весь ансамбль храма состоит из трех частей. Танцевальный павильон, где храмовые танцовщицы исполняли ритуальные танцы, находится отдельно от двух других. Крыша его обвалилась, но еще крепкие стены хранят былую красоту. Снаружи они сплошь покрыты горельефами, изображающими как бы застывших в танце полногрудых танцовщиц. В руках у них барабаны, флейты, цимбалы. Огромный храм Солнца, с его семидесятиметровой башней, служил маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы, которые знали его под названием «Черной Пагоды», а частые случаи морских катастроф в этом районе объясняли влиянием вышеупомянутых магнитов на приливы и отливы. Согласно местной легенде, удаление магнитов вызвало бы падение храма. И действительно, к концу 19 в. башня полностью развалилась, а портик оказался засыпанным наполовину, из-за чего один историк искусств того времени описал его как «огромную массу камней, утыканную там и здесь несколькими деревьями пипал». |